16.12.2017

Универсальные универсалы Volvo V90 Cross Country & Mercedes E-Class All-Terrain: тест-обзор

Масло масляное? Ну что ж, такое в современном автомобилестроении встречается. И чем дальше, тем чаще. Стремясь разнообразить свои предложения, производители заполняют всё более узкие просветы в модельных рядах. Как результат, возникают новые образцы, позиционирование которых мало отличается от их прототипов. Два свежих примера подобного рода – Volvo V90 Cross Country и Mercedes-Benz E-Class All-Terrain.

Премьеры обоих вышеназванных автомобилей состоялись почти одновременно – в сентябре прошлого года. Сначала, на спецмероприятии в Стокгольме, дебютировал Volvo V90 Cross Country, а затем, на автосалоне в Париже, был представлен и Mercedes-Benz E-Class All-Terrain. Новинки относятся к универсалам повышенной проходимости и созданы на основе соответствующих обычных универсалов путём небольшой модернизации последних. Кроме того, автомобили имеют практически одинаковую колёсную базу, близкие габаритные размеры, а также схожие технические характеристики. Наконец, они входят в премиальный сегмент. Таким образом, Volvo V90 Cross Country и Mercedes-Benz E-Class All-Terrain можно рассматривать как непосредственных соперников, что делает весьма целесообразным их прямое сравнение. С другой стороны, прослеживается определённое различие в замыслах создателей немецкой и шведских машин, вследствие чего их сопоставление представляется ещё более любопытным.

 

 Volvo V90 Cross Country

Volvo V90 Cross Country.


 Mercedes-Benz E-Class All-Terrain

Mercedes-Benz E-Class All-Terrain.

 

Гранд-турер по-шведски

Как это ни удивительно, E-Class All-Terrain – это первый опыт Штутгарта в постройке подобного автомобиля, в то время как шведы производят и продают модели Cross Country в течение двадцати лет. Основной представитель линейки Cross Country, автомобиль V70 XC, переименованный в ходе эволюции в XC70, пережил три поколения и снискал заслуженную популярность. Причём не только в скандинавских странах, но и на рынке Северной Америки, где были реализованы практически половина всех выпущенных Volvo Cars экземпляров этой модели.

А вот в России судьба шведского универсала с увеличенным дорожным просветом и полным приводом складывалась непросто. У Volvo V70 XC сразу же появилась небольшая группа преданных поклонников (я знаю людей, которые владели всеми тремя генерациями этой машины), а вот широкий успех к нему долго не приходил. Как рассказал мне однажды руководитель отдела продаж одной из компаний-дилеров скандинавской марки, им удалось привлечь внимание публики к любимому всеми сотрудниками автомобилю лишь после того, как на российский рынок вышел кроссовер Volvo XC90 первого поколения. За последним тут же выстроилась огромная очередь, и тем клиентам, которые не хотели ждать, менеджеры стали предлагать тест-драйв XC70, в ходе которого многие покупатели приходили к выводу, что универсал не только ничуть не хуже, но и имеет собственные преимущества. Одним из таких преимуществ Volvo XC70 была его относительно низкая цена, вторым – способность поддерживать на трассе более высокую скорость (законы физики никто не отменял, а центр тяжести у универсала расположен ниже, чем у кроссовера). Со временем XC70 занял у нас интересную нишу – если почитать отзывы владельцев в Рунете, можно заметить, что XC70 стал этаким семейным гранд-турером, и многие российские автомобилисты совершают на нём настоящие круизы, в том числе и в самые разные европейские страны.

 

Volvo V90 Cross Country

Volvo V90 Cross Country пришёл на смену автомобиля V70 XC (XC70), который выпускался в течение 20 лет и пережил три поколения

 

Премиальный туризм

На смену гранд-туреру по-русски (да и по-шведски, наверное, тоже) и пришёл новый универсал повышенной проходимости Volvo V90 Cross Country, с учётом того, что V90 стал по-настоящему премиальным, о чём официальные представители из Гётеборга неустанно и постоянно напоминают.

Как я уже отмечал, модель Volvo V90 Cross Country разработана на базе универсала Volvo V90, который в свою очередь сконструирован на основе архитектуры масштабируемой платформы SPA.

 

Девяностая серия Volvo: универсал V90, кроссовер XC90, седан S90 и универсал повышенной проходимости V90 Cross Country/

Девяностая серия Volvo: универсал V90, кроссовер XC90, седан S90 и универсал повышенной проходимости V90 Cross Country/

 

Таким образом, для этого автомобиля предлагается по сути та же линейка силовых агрегатов, что и для других моделей Volvo девяностой серии, за исключением, разве что, гибридной версии T8. То есть все бензиновые и дизельные моторы Volvo V90 Cross Country построены на основе общего алюминиевого блока цилиндров и имеют одинаковый рабочий объём, равный 1.969 куб. см.

Наименее мощной модификацией V90 Cross Country является дизельная D4 AWD. Её двигатель, оснащённый двойным последовательным турбонаддувом, развивает мощность до 190 л.с. при 4250 об/мин и максимальный крутящий момент 400 Нм в диапазоне 1750- 2500 об/мин. Он агрегатируется либо с 6-ступенчатой механической коробкой передач M66F, либо с 8-ступенчатым «автоматом» AW TG-81SC. С обеими коробками машина разгоняется до 100 км/ч за 8.8 секунды и развивает скорость до 210 км/ч. С «механикой» расход топлива в смешанном цикле составляет 5.1 л/100 км, с АКПП – 5.2 л/100 км.

Второй дизельный двигатель, устанавливаемый на модель D5 AWD, благодаря двум турбинам с изменяемой геометрией выдаёт мощность 235 л.с. при 4000 об/мин и крутящий 480 Нм в интервале от 1750 до 2250 об/мин. Помимо этого в нём используется технология PowerPulse. Коробка передач единственная – 8-ступенчатый «автомат». Скорость – до 230 км/ч, а время разгона от 0 до 100 км/ч составляет 7.5 секунд. Расход топлива в смешанном цикле укладывается в 5.3 л/100 км. 

 

Volvo PowerPulse

PowerPulse – наиболее уникальная технология из тех, что используются в дизельных моторах Volvo.

 

Бензиновая модель T5 AWD, разумеется, отличается несколько большим аппетитом, чем её дизельные собратья. Но и его можно назвать достаточно скромным – 7.4 л на 100 км. Такой автомобиль чуть быстрее разгоняется, чем D5 AWD – за 7.3 секунды. А вот скорость у двух машин одинаковая – до 230 км/ч. Перечисленные показатели обеспечивает двигатель, оснащённый прямым впрыском топлива и турбонаддувом, в сочетании с автоматической 8-ступенчатой коробкой передач.

Ну а самой мощной и быстрой версией автомобиля Volvo V90 Cross Country является модификация T6 AWD. На неё устанавливается бензиновый двигатель, укомплектованный как турбонаддувом, так и механическим нагнетателем. Благодаря такой комбинации данный мотор выдаёт 320 л.с. при 5700 об/мин и 400 Нм в диапазоне от 2200 до 5400 об/мин. КПП – автоматическая, 8-ступенчатая, AW TG-81SC. Время разгона от 0 до 100 км/ч составляет 6.3 секунды, а максимальная скорость равна 240 км/ч. Расход топлива – более чем умеренный, для автомобиля, снаряжённая масса которого достигает почти две тонны – 7.7 л/100 км.

 

В полноприводной трансмиссии автомобиля Volvo V90 Cross Country имеется режим Off-Road.

В полноприводной трансмиссии автомобиля Volvo V90 Cross Country имеется режим Off-Road.

 

Трансмиссия на всех версиях Volvo V90 Cross Country используется полноприводная, с муфтой BorgWarner (Haldex). Её основное отличие от обычного универсала заключается в наличии дополнительного алгоритма работы – Off-Road, предусматривающего специальные настройки силового агрегата и противобуксовочной системы. Такой же режим применяется на кроссовере Volvo XC90. Помимо него сохранились дорожные алгоритмы: Eco, Comfort и Dynamic.

Схема подвески у V90 Cross Country совпадает с другими автомобилями девяностой серии: передняя – на двойных поперечных рычагах, задняя – многорычажная. Тем не менее, амортизаторы, пружины (спереди) и поперечная композитная рессора (сзади) здесь – новые. В качестве опции сзади можно установить пневматические элементы. Величина дорожного просвета у Cross Country составляет 210 мм, и это обстоятельство, на мой взгляд, является, пожалуй, главным достоинством этого автомобиля. 

 

Volvo V90 Cross Country неплохо подготовлен для любых типов дорог 

Volvo V90 Cross Country неплохо подготовлен для любых типов дорог – от грунтовок или занесённых снегом просёлков до скоростных автомагистралей

 

Здесь имеет смысл перечислить и другие размеры скандинавской новинки. Её длина составляет 4.939 мм, ширина (без учёта зеркал) – 1.839 мм, а высота – 1.543 мм. Величина колёсной базы V90 Cross Country равна 2.942 мм. Передний свес у Cross Country достигает 873 мм, задний – 1.125 мм. Погрузочная высота составляет 670 мм. В сравнении с обычным универсалом V90 существенно изменились только размеры по вертикали, что объясняется увеличенным дорожным просветом. Длина автомобиля подросла всего на 3 мм – очевидно за счёт внедорожного обвеса. Он, кстати, выполнен столь аккуратно, что почти не заметен – скорее вы обратите внимание на солидный клиренс, чем на чёрный пластик увеличенных колёсных арок, накладки на пороги или оригинальные бамперы. Как будто бы Cross Country стесняется своих вседорожных способностей, да и вообще не хочет выделяться рядом со своим собратом V90. Тем не менее, Cross Country неплохо подготовлен для любых типов дорог – от грунтовок или занесённых снегом просёлков до скоростных автомагистралей.

 

Внешне Volvo V90 Cross Country почти не отличается от универсала Volvo V90

Внешне Volvo V90 Cross Country почти не отличается от универсала Volvo V90.

 

Разумеется, на хорошем асфальте Cross Country немного проиграет в управляемости и ездовом комфорте своему родственнику с меньшим дорожным просветом, однако во всём остальном не уступит. Интерьеры у двух универсалов абсолютно одинаковые – это касается как качества материалов, так и уровня оснащения. Речь, в частности, идёт об аудиосистеме Bowers & Wilkins, которая на кроссовере XC90 уже продемонстрировала качество звучания, превосходящее весьма серьёзную домашнюю аппаратуру. Одинаковый у двух автомобилей и набор так называемых цифровых помощников, который включает в себя автоматический парковщик и камеру кругового обзора, а также комплект систем безопасности, содержащий функцию обнаружения крупных животных и технологию полуавтономного управления Pilot Assist. Таким образом, можно отметить, что, по сути, Volvo V90 Cross Country – это всё тот же универсал Volvo V90, но рассчитанный на более широкий диапазон дорожных условий.

В принципе, ровно то же самое можно сказать о сравнении модификации All-Terrain с обычным универсалом Mercedes-Benz E-Class. Однако, как я уже отмечал, если сопоставить All-Terrain c Cross Country, можно обнаружить целый ряд интересных отличий.

 

Казаться или быть?

Начну с того, что Mercedes-Benz предлагает для своего вседорожного универсала All-Terrain всего два двигателя. А к моменту выхода на российский рынок, который ожидается в марте текущего года, мотор будет и вовсе один. Таким образом, весной в продаже появится единственная модель Mercedes-Benz E 220 d 4MATIC All-Terrain, которая оснащается новым четырёхцилиндровым модульным дизелем с рабочим объёмом 1.950 куб. см. Данный мотор развивает максимальную мощность 194 л.с. при 3.800 об/мин и максимальный крутящий момент 400 Нм при 1.600-2.800 об/мин. Как видите, эти параметры близки к характеристикам Volvo V90 Cross Country D4 AWD. Помимо 4 л.с. разница заключается в том, что у немецкого двигателя максимальная мощность достигается при несколько меньших оборотах. Но более важно, что полка крутящего у Mercedes-Benz начинается раньше, а заканчивается позднее. Вероятно, указанная разница является одним из факторов, который обеспечивает All-Terrain лучшую динамику – 8.0 секунд до «сотни». При этом и максимальная скорость у «немца» выше – 232 км/ч. А вот расход топлива у двух соперников абсолютно одинаковый – 5.2 л/100 км. В целом же конструкция Mercedes-Benz в данном случае выглядит более эффективной.

 

Mercedes-Benz E-Class All-Terrain.

Mercedes-Benz E-Class All-Terrain.

 

Второй двигатель, которым будет оснащаться Mercedes All-Terrain – тоже дизельный. Это V-образная «шестёрка «объёмом 2.987 куб. см. Она развивает максимальную мощность 258 л.с. при 3.400 об/мин и максимальный крутящий момент 620 Нм при 1.600-2.400 об/мин. Максимальная скорость модели Mercedes-Benz E 350 d All-Terrain составляет 250 км/ч, а вот по динамике разгона и расходу топлива цифр, увы, пока нет. При этом обычный универсал E-Класса с аналогичным двигателем разгоняется от 0 до 100 км/ч за 6 секунд и потребляет в смешанном цикле 5.8 л дизельного топлива на 100 км. Не думаю, что у версии All-Terrain эти значения будут слишком серьёзно отличаться. Так или иначе, ясно, что Mercedes-Benz E 350 d All-Terrain превосходит в скорости и динамике любую из модификаций Volvo Cross Country.

В качестве потенциального недостатка модели E 350 d я бы ответил более высокую нагрузку на переднюю ось, что должно негативно сказывать на управляемости. И всё же, как мне кажется, эта версия, хотя и уступит в данном качестве своему менее мощному собрату, скандинавских соперников, скорее всего, превзойдёт – благодаря своей концепции привода.

 

На хорошей дороге Mercedes-Benz E-Class All-Terrain, скорее всего, превзойдёт своего скандинавского соперника

На хорошей дороге Mercedes-Benz E-Class All-Terrain, скорее всего, превзойдёт своего скандинавского соперника.

 

На Mercedes E-Class All-Terrain применяется девятиступенчатая коробка передач 9G-Tronic и «честный» полный привод 4MATIC, который распределяет крутящий момент между передней и задней осями в соотношении 45:55. Помимо этого в случае пробуксовки колёс к делу подключаются электронная имитация межколёсных блокировок, а также механическая дисковая блокировка ¬Pre-Lock в межосевом дифференциале. А ещё здесь предусмотрены пять режимов движения, которые меняют характеристики двигателя, трансмиссии, системы ESP и рулевого управления. Специфическим для данной модели является режим All-Terrain, который имеет настройки, подходящие для эксплуатации за пределами дорог с твёрдым покрытием. Этот алгоритм инженеры позаимствовали у внедорожника Mercedes-Benz GLE. И всё бы было хорошо, если бы не одно существенное, на мой взгляд, «Но»: максимально возможный дорожный просвет у немецкого универсала «повышенной проходимости» составляет всего 156 мм!

 

На Mercedes E-Class All-Terrain применяется «честный» полный привод 4MATIC

На Mercedes E-Class All-Terrain применяется «честный» полный привод 4MATIC.

 

Нет, это не опечатка. Я сам удивился настолько, что не поверил релизу и направил в компанию запрос. Ответ пришёл однозначный: «Дорожный просвет у автомобиля Mercedes-Benz E-Class All-Terrain меняется в пределах от 121 до 156 мм». Происходит это при помощи пневматической многокамерной подвески Air Body Control, которая устанавливается на этот универсал уже в серийном исполнении. В стандартном положении кузова дорожный просвет составляет 136 мм. На скорости свыше 125 км/ч он уменьшается на 15 мм, а при скорости до 35 км/ч кузов, напротив, можно поднять на 20 мм. Максимальные 156 мм задействуются или путём включения внедорожного режима All-Terrain, или специальной кнопкой.

 

Небольшой клиренс E-Class All-Terrain разработчики объясняют стремлением сохранить хорошую управляемость и не увеличивать аэродинамические потери

Небольшой клиренс E-Class All-Terrain разработчики объясняют стремлением сохранить хорошую управляемость и не увеличивать аэродинамические потери.

 

Разработчики объясняют столь небольшой клиренс стремлением сохранить хорошую управляемость и не увеличивать аэродинамические потери. Однако при таком подходе, как мне кажется, в конструкции автомобиля возникает некоторый дисбаланс между тяговыми возможностями автомобиля и геометрическим параметрами проходимости – какой прок от 4MATIC, если автомобиль зацепится за что-нибудь днищем?

Как и в случае с Cross Country, назову основные размеры All-Terrain. Длина немецкого универсала равна 4.947 мм, ширина составляет 1.861 мм, высота в стандартном положении кузова – 1.497 мм. Колёсная база – 2.939 мм. По свесам информации нет, но они, наверняка, мало отличаются от соответствующих размеров обычного универсала. Величина переднего свеса у него равна 841 мм, а заднего – 1.153 мм. 

 

Mercedes-Benz E-Class All-Terrain.

Mercedes-Benz E-Class All-Terrain.

 

Характерно, что, в отличие от Volvo V90 Cross Country, внешность E-Class All-Terrain буквально «кричит» о желании покинуть асфальт. Решётка радиатора с перфорированными планками, трёхсекционные передний и задний бамперы, широченные накладки на колёсные арки, а также рифлёные пороги кузова – всё это традиционные элементы фирменного стиля внедорожников Mercedes-Benz. Картину дополняют 19 либо 20-дюймовые колёсные диски с шинами увеличенного профиля. Не думаю, что такой дизайн продиктован желанием ввести в заблуждение покупателя относительно реальных возможностей автомобиля – речь просто идёт об определённом стиле. 

 

Между тяговыми возможностями Mercedes E-Class All-Terrain и его геометрической проходимостью может возникнуть дисбаланс

Между тяговыми возможностями Mercedes E-Class All-Terrain и его геометрической проходимостью может возникнуть дисбаланс.

 

Интерьер же у All-Terrain, напротив, минимально отличается от салона универсала E-Класса. Педали из нержавеющей стали с резиновыми вставками, декоративная накладка в исполнении «алюминий-карбон», да ещё напольные коврики c названием модели – вот и все оригинальные детали. Оснащение All-Terrain строится на основе исполнения интерьера Avantgarde, но на заказ предлагаются и линия Exclusive, а также дополнения из программы designo. Здесь применяются такие решениями по организации багажного пространства, как функция приведения спинок задних сидений в грузовое положение, а также их разделение в соотношении 40:20:40. Кстати, объём багажного отделения у E-Class All-Terrain составляет 670-1.820 л, и это больше, чем у Volvo V90, максимальный объём багажника которого равен 1.526 л.

 

Интерьер Mercedes-Benz E-Class All-Terrain – это «вынос мозга»

Интерьер Mercedes-Benz E-Class All-Terrain – это «вынос мозга».

 

При этом All-Terrain отличается от Cross Country не только большим багажником, но и более шикарным, на мой взгляд, интерьером – как по качеству материалов, так и по уровню оснащения. С другой стороны, эта разница совсем небольшая – в частности, аудиосистему для обоих автомобилей разрабатывал и поставляет один и тот же производитель. Поэтому вопрос, по большей части, состоит в выборе стиля – или вам ближе шведский минимализм, или приятнее настоящий шик – нет, не немецкий, скорее, итальянский. Мелочёвка, а также материалы в салоне «Мерседеса» - это, по выражению дизайнера Дмитрия Дьяченко, вынос мозга. Производители «лакшери-сегмента» и те, наверняка, завидуют.

Правда, небывалая шикарность порождает вторую проблему с «балансом». Mercedes позиционирует модель All-Terrain, как автомобиль для людей, которые ведут активный образ жизни. А мне, например, сложно представить, как в эту «красоту» загружать снаряжение для скалолазания, хоккейные доспехи и другие подобные вещи. Как и в случае с Cross Country, я рассматривал бы этот автомобиль в качестве семейного круизёра. С другой же стороны, уже скандинавы рассказывают о том, что в США их машины покупают владельцы яхт и лошадей. Поэтому и в смысле предназначения между рассматриваемыми соперниками нет разницы.

Все инновации автомобилей E-Class, которые связаны с безопасностью, комфортом, а также снятием нагрузки с водителя в модели All-Terrain также присутствуют. И, по крайней мере, на уровне теории они выглядят более продвинутыми, чем у Volvo. Тем не менее, пока такие технологии чаще отвлекают водителя, чем помогают ему, и я бы не стал относиться к их сопоставлению слишком серьёзно.

Что гораздо важнее, так это цена. Но она сильно зависит от конкретной выбранной комплектации. К тому же Mercedes-Benz пока никаких цифр не представил, обещая сделать это в марте. 

 

Mercedes позиционирует All-Terrain, как автомобиль для людей, ведущих активный образ жизни

Mercedes позиционирует All-Terrain, как автомобиль для людей, ведущих активный образ жизни. Такое же позиционирование для Cross Country применяет и Volvo.

 

Какой же из двух?

И всё же, какой из двух автомобилей предпочтительнее? Знаете, я завидую тем моим коллегам, которые выслушав данный вопрос по телефону, способны уже через секунду дать правильный ответ по радио. Увы, я так не умею и соглашаюсь с той точкой зрения, которую перед Новым годом сформулировал известный блогер Майк Топтыгин. Правда, он говорил о фотоаппаратах, но идея универсальна: «Никакой эксперт не сможет посоветовать другому живому, конкретно взятому человеку, какую камеру (либо машину) ему брать, не зная этого человека, как родного». Выбор весьма сильно зависит от огромного числа индивидуальных факторов. К тому же, если фотоаппарат человек приобретает лично для себя, то в случае с автомобилем добавляется ещё и мнение семьи. Поэтому способ остаётся фактически один: изучив техническую информацию, протестировав автомобили, а затем, посоветовавшись с родственниками, покупателю надо сделать выбор самому. Ведь так всё, собственно, обычно и происходит?

Фото компаний Mercedes-Benz и Volvo.

Текст: Юрий Кладов. CarExpert.ru

11.01.2017 


Статьи по теме